ЕДДС спешит на помощь
Сотрудники ЕДДС несут 24-часовую вахту.
Десять лет операторы единой дежурно-диспетчерской службы приходят на помощь курганинцам
Сотрудники ЕДДС несут 24-часовую вахту. За мониторами - сутки через трое: принимают вызовы по единому номеру «112», отслеживают городские камеры видеонаблюдения, мониторят уровень воды в реках и термоточки, проводят оповещение населения в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С доклада оперативного дежурного начинается рабочий день главы района.
Офис единой дежурно-диспетчерской службы – режимный объект. Чтобы показать читателю, как специалисты принимают и отрабатывают вызовы, отслеживают паводковую ситуацию, систему «Космического мониторинга пожаров», камеры видеонаблюдения программного комплекса «Безопасный город», мы получили специальное разрешение.
Четверо «в лодке», не считая начальстваНа сутки заступают четверо: два оператора Центра обработки вызовов «Системы-112», оперативный дежурный ЕДДС и его помощник. Оперативный дежурный координирует работу всех дежурно-диспетчерских служб района, следит за камерами видеонаблюдения, мониторит пожарную безопасность и паводковую ситуацию, организует оповещение о штормовом предупреждении. Помощник принимает заявки о проблемах жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
«Диспетчер службы 112, № N, здравствуйте», – принимая звонки, операторы представляются строго по регламенту. За каждым закреплен идентификационный номер. Запись разговора фиксируется. Фамилия не произносится - делается это с целью исключения негативных ассоциаций звонящего.
За час моего пребывания в оперативном зале операторов поступило несколько вызовов. Местная жительница сообщила, что в поселке Южном горит камыш, дежурный перенаправил заявку пожарным. На улицу Олимпийскую вызвали «скорую» - подросток пожаловался на острую боль в животе. Родниковцы вызвали «скорую» для транспортировки в стационар лежачего больного. В одном из районов города - авария: прорвало канализационные трубы, помощник переадресовал заявку коммунальщикам. В станице Михайловской спутники выявили термоточку, инцидент учтен, для проверки факта оперативный дежурный передал информацию сельское поселение. Каждый час дежурная смена обрабатывает порядка шести - десяти вызовов. Большая часть адресована скорой помощи. На единый номер «112» курганинцы звонят, чтобы вызвать полицию, спасателей, пожарных, сотрудников ЖКХ. Третья часть звонков – ложная. Это нужно принять как данность.
- На телефонах есть кнопка быстрого вызова, - поясняет оперативный дежурный Александр Лагунов. - Нередко ее нажимают дети, у которых в руках оказался мобильный родителей. Бывает, телефон активизируется в кармане владельца. Был случай - абонент «набрал» оператора 1600 раз. Даже если мы слышим бытовые или рабочие разговоры - перезваниваем, уточняем не нужна ли помощь. Всякое бывает.
Александр Геннадьевич работает в Единой дежурно-диспетчерской службе со дня ее основания. До ЕДДС входил в штат обособленного подразделения муниципальной службы спасения. В деле спасения и помощи курганинцам - 25-й год. За это время принял не одно жизненно важное решение.
Говоря о том, с какими вопросами, помимо вызова «скорой помощи», полиции и пожарных, обращаются местные жители, директор Курганинской ЕДДС Роман Чепик поясняет:
- Вопросы разные. Разбили ртутный термометр - что делать? В дом заползла змея - помогите отловить. Захлопнулась дверь - кто поможет? Прорвало трубу – куда звонить? В дверь ломятся неизвестные – вызовите наряд. Кстати, по номеру «112» можно оформить вызов в другой регион. И это не такая уж редкость. В нашей практике был вызов «скорой» по иркутскому адресу. Я и сам звонил на «112» - сообщал о человеке, замерзающем на улице.
Проверка на выдержку пройденаПод началом Александра Лагунова дежурство несли помощник оперативного дежурного Николай Барков, диспетчеры службы «112» Эдмон Авилов и Алексей Калабельников.
- Должно быть, в вашей службе работают не только коммуникабельные, профессионально подготовленные, но и выдержанные, стрессоустойчивые сотрудники? - задаю вопрос руководителю Единой дежурно-диспетчерской службы Роману Чепик.
Он соглашается и приводит пример: «Несколько дней назад диспетчер по единому номеру «112» принял вызов от иногороднего водителя. В районе станицы Петропавловской женщина съехала с основной трассы на летнюю дорогу. Навигатор повел полями. Шел дождь. Машина застряла. За шесть часов поиска пострадавшая набрала номер «112» пятнадцать раз. Помимо моральной поддержки, ей давались практические консультации на предмет определения геолокации через «Ватсап», нахождения жилых объектов по источнику света. К поискам присоединились не только глава поселения, но и соседи – главы сельских поселений Тбилисского и Гулькевичского районов. Поздней ночью, идя на свет домов, она вышла к населенному пункту Тбилисского района, зарядила севший к тому времени телефон и дала координаты. Наши коллеги приняли вызов по эвакуации застрявшего автомобиля».
Роман рассказал и о том, что нередко операторы системы «112» проходят свидетелями по уголовным делам. К этому тоже нужно быть готовым.
Спасите, помогите!В то время как диспетчеры решают проблемы пострадавших, хулиганы их создают. Алексей рассказывает:
- Скучая на переменах или после уроков, школьники нет-нет да звонят на «112»: «Спасите, помогите!», и бросают трубку.
По его словам, регламент обязывает отработать любой звонок. В случае ложных вызовов, связанных с минированием, заводятся уголовные дела – детская забава принимает нешуточный оборот.
В феврале этого года полицейские взяли под стражу неоднократно судимую жительницу поселка Светлая Заря. Изменив при помощи программы голос, злоумышленница набрала номер «112» и сообщила о минировании школы. При проверке информация не подтвердилась.
Кто следит за экранами видеонаблюдения?Единая дежурно-диспетчерская служба – центр видеонаблюдения программного комплекса «Безопасный город». На одной из стен оперативного зала установлены мониторы, транслирующие жизнь Курганинска. Параллельно доступ к серверу есть у главы города, дежурной части РОВД и казачьей дружины.
- В чем помогают камеры? – интересуюсь у Романа Чепик.
- На камерах хорошо видно нарушение Правил дорожного движения: проезд на красный свет, пересечение сплошной линии, выезд на встречную полосу движения, - рассказывает он. – Вместе с сотрудниками ГИБДД анализируем аварии. Со следователями просматриваем видеозаписи с мест чрезвычайных происшествий. Два года назад система «Безопасный город» помогла отследить группу лиц, находившихся в розыске. Камеры, размещенные на новых благоустроенных территориях, позволяют выявить вандалов. Чаще всего это школьники. Их личности устанавливаются при содействии администраций учебных заведений. 1 апреля, в день образования Курганинской ЕДДС, оперативный дежурный зафиксировал нарушение Правил дорожного движения на перекрестке улиц Розы Люксембург и Крупской: водитель проехал на красный свет, едва не сбив пешехода. Нарушителя идентифицировали по номеру машины. О нарушениях ПДД операторам сообщают и бдительные водители. Отслеживаем, передаем информацию в госавтоинспекцию.
По словам Романа, текучки кадров в его учреждении нет – сотрудники если увольняются, то на заслуженный отдых или в связи с переездом. Работа привлекает отслужившую молодежь и военнослужащих запаса. В базе данных кадровика хранится порядка десятка досье претендентов, а это значит - за пультом «112» окажется самый подходящий оператор.
* * *
Прямая речь
Виталий Гросс, начальник отдела по делам ГО, ЧС и экологии администрации муниципального образования Курганинский район:
- Десять лет назад каждый муниципалитет выстраивал собственный подход к формированию структуры Единой дежурно-диспетчерской службы. Так сложилось, что первоначально Курганинская ЕДДС оформлялась как юридическое лицо. Возглавил службу я.
Сегодня ЕДДС муниципалитета - орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На первых порах в нашем распоряжении были компьютер, два телефона, рация, система оповещения руководящего состава «Рупор». Сегодня ЕДДС обеспечена автоматизированными рабочими местами и программными комплексами. «Система-112» объединяет диспетчеров всей страны. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за обстановкой в местах массового пребывания людей. Система «Космического мониторинга пожаров» позволяет выявлять термоточки и оперативно локализовать возгорания. Система мониторинга паводковой ситуации способствует прогнозированию поднятия уровня рек. Муниципальная система экстренного оповещения покрывает звуковым оповещением весь район.
Глава района Андрей Ворушилин уделяет особое внимание вопросам безопасности населения. Наш район входит в десятку лучших по организации автоматизированной системы оповещения.
Наталья ШамоваПоследние новости
Житель Новороссийска инициировал массовое смертельное ДТП
17 января на автодороге Юровка – Раевская случилось массовое ДТП, которое закончилось гибелью одного из водителей, сообщили в Госавтоинспекции Кубани.
Новороссийскую хамсу проверяют на безопасность в Москве
Третий день в московской лаборатории проходит проверка новороссийской замороженной хамсы, добытой в Черном море после разлива нефти в Анапе.
Как окунуться на Крещение с пользой для организма. Рекомендации доктора
Православные верят, что купание на праздник Крещения Господня помогает смыть грехи и укрепить здоровье, ведь вода в этот день считается целебной.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи