О работе прокуратуры Краснодарского края по устранению коррупциогенных факторов из проектов региональных нормативных правовых актов

В работе по обеспечению единства правового пространства приоритетным является предварительное изучение проектов региональных нормативных актов, поскольку такие меры позволяют предотвратить принятие актов,

В работе по обеспечению единства правового пространства приоритетным является предварительное изучение проектов региональных нормативных актов, поскольку такие меры позволяют предотвратить принятие актов, содержащих незаконные положения и коррупциогенные факторы.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов отнесено к мерам профилактики коррупции и направлено на совершенствование качества правового регулирования путем устранения из правовых норм коррупциогенных факторов, то есть положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов возложены на органы прокуратуры федеральными законами от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и осуществляются в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее-Методика).

Прокуратурой края в 2023 году проведена антикоррупционная экспертиза более 3,2 тыс. проектов нормативных актов, разработанных органами власти края. В 1 квартале текущего года изучено более 1,1 тыс. проектов.

В 2023 году в 83 проектах региональных актов выявлено 129 коррупциогенных факторов (в 2024 году в 22 проектах выявлено 38 коррупциогенных факторов), в том числе принятие нормативного правого акта за пределами компетенции; наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; нормативные коллизии; отсутствие или неполнота административных процедур; широта дискреционных полномочий.

Так, по результатам изучения проекта закона Краснодарского края «Об отдельных вопросах правового регулирования в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в Краснодарском крае» выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики (широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения). В данном проекте не были установлены конкретные случаи, при которых продлевается срок регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в Краснодарском крае, а также не определены сроки принятия уполномоченным краевым органом решений о возврате таких соглашений без регистрации и об отказе в их регистрации. На основании направленной прокуратурой края информации законопроект изменен.

По итогам рассмотрения заключения прокуратуры края исключены коррупциогенные факторы из проекта приказа министерства труда и социального развития края, предусматривавшего внесение изменений в приказ «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг на территории Краснодарского края и порядка ее взимания». Проектом предполагалось исключить возможность наличного расчета за оказанные социальные услуги, что образовывало коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям).

Министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций края снят с рассмотрения проект приказа «Об утверждении Правил пожарной безопасности на особо охраняемых природных территориях регионального значения Краснодарского края, расположенных в степной зоне и водно-болотных угодьях Краснодарского края». Данный проект планировался к принятию за пределами предоставленной исполнительному органу края компетенции, поскольку требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе и на особо охраняемых природных территориях, регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (п. «д» п. 3 Методики).

Положениями проекта приказа министерства труда и социального развития края «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам поставщиками социальных услуг в Краснодарском крае» за пределами предоставленной компетенции предполагалось утвердить перечень медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в стационарной форме, а также форму заявления о предоставлении социальных услуг (подп. «д» п. 3 Методики).

При изучении проекта административного регламента предоставления департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя края государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» установлено, что в нем в нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не определена процедура принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия на основании получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

При этом отсутствие порядка совершения государственными органами определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором в силу подп. «ж» п. 3 Методики.

Замечания к указанным проектам находятся на рассмотрении в исполнительных органах края.

Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется прокуратурой края на постоянной основе, является барьером для возникновения коррупции и способствует совершенствованию регионального законодательства.

Последние новости

Мучительный выбор в душе: мыло или гель?

Что эффективнее очищает и не вредит коже — мыло или гель? Фото Оксаны Калининой.

Пирожное «Картошка» — десерт из советского детства

В СССР существовали десятки способов приготовления сладкого пирожного «Картошка» со сгущенкой или с разными кремами.

«Морской дизайн» Новороссийска — это случайность или супер-задача для всех поколений?

Человек прошел по Новороссийску, и увидел то, чего раньше не замечал! И свою фотоколлекцию с чудесными наблюдениями прислал в Новороссийский рабочий».

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Копейске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *