Фракция КПРФ провела в Госдуме круглый стол по проблемам избирательного законодательства
Фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему «Актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства».
Фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему «Актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства». В заседании приняли участие ученые-эксперты, общественные деятели, представители партий, депутаты, в том числе – первый секретарь Краснодарского крайкома КПРФ Н.И. Осадчий.
Мероприятие открыл и вел Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции коммунистов Г.А. Зюганов . Он, в частности, сказал:
— Почему мы сегодня придаем особое значение теме совершенствования избирательного законодательства, когда на просторах нашей общей, единой и любимой Родины полыхает война? Ведь военно-политическая спецоперация уже переросла, по сути, в войну натовцев, американцев и англосаксов против Русского мира и нашей цивилизации, имеющей свои особенности, свой язык, свою культуру, свою историю.
Русским удалось за более, чем тысячу лет государственности собрать под свои знамена 190 народов и народностей, не порушив ни одного языка, не унизив ни одной веры, не истребив ни одной культуры.
Мы гордимся этим, но в основе Русской идеи и Русского мира лежали четыре главные ценности, которые всегда держали нас в единстве. Это сильная централизованная государственная власть, умная и ответственная. Это – духовность, которая озаряет наши подвиги, наши космические прорывы и наши великие победы.
Третьей ценностью для нас является элементарная житейская справедливость. И лишь тогда, когда справедливость и труд восторжествовали, мы стали великой советской страной, победили фашистов и первыми прорвались в космос. Мы стали самой образованной, самой успешной и уважаемой страной в мире.
Но ни одно деяние в нашей истории не творилось без чувства коллективизма, которое всегда нас спасало и выручало. Однако чувство коллективизма требует особого подхода и соборного принятия решений. Именно это помогло выйти из смуты в начале 17 века. А после победы Великого Октября, после Гражданской войны, после иностранной интервенции, на Первом Всесоюзном съезде Советов было принято решение о создании СССР.
Сегодня даже президент вынужден был признать, что страна зашла в тупик, и капитализм не решает ни одной проблемы. И ответы нам придется искать, прежде всего, на выборах. Со своей стороны, мы долгие годы делали все, чтобы выборная система позволяла достойно соперничать командам и их программам. Мы внесли соответствующий пакет законов. Наша команда подготовила новый документ – проект Избирательного кодекса.
***
С докладом о проекте Избирательного кодекса выступил коммунист-депутат Госдумы, первый заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Ю.П. Синельщиков . Размещаем текст.
Ю.П. Синельщиков:
— Почти все эксперты, независимо от их партийной принадлежности и политической установки, заявляют, что российское законодательство о выборах чрезмерно громоздко и нестабильно. Оно допускает двойные стандарты применения. В последние годы наблюдается чрезмерное ужесточение прав в этой сфере, особенно права быть избранным.
Существуют многочисленные заявления о том, что российская избирательная система является инструментом сохранения власти правящей политической элиты. Все это, по мнению авторов, является одним из важнейших факторов, который ведет к застою политической системы, росту недоверия к власти, взаимному отчуждению государства и гражданского общества, появлению несистемной оппозиции.
Вопрос о кодификации избирательного законодательства и создании Избирательного кодекса РФ стал широко обсуждаться в начале 2000-х годов.
В докладе Центризбиркома, опубликованном в октябре 2000 г., отмечалось, что после прохождения очередного избирательного цикла (т.е. после 2004 г.) можно будет решить вопрос о кодификации избирательного законодательства. Однако реально к работе над кодексом никто не приступил. В 2004 г. Центральная избирательная комиссия утвердила программу исследований Научно-методического совета, которая включала разработку концепции Избирательного кодекса РФ со сроком исполнения – второе полугодие 2006 г. В 2007 г. была принята новая программа, в которой подготовка концепции и структуры Избирательного кодекса РФ запланирована на IV квартал 2008 г.
В ноябре 2016 года на научно-практической конференции Э.А. Памфилова отметила, что «члены ЦИКа и многие эксперты склоняются к тому, что уже назрела необходимость формирования в России Избирательного кодекса». В 2017 году она сообщила, что российское избирательное законодательство может быть оформлено в Избирательный кодекс к следующим выборам в Государственную Думу в 2021 году (См. tass.ru/politika/4055276 ).
4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и политологическим факультетом МГУ было подписано соглашение о начале работы над законопроектом «Избирательный кодекс РФ». Центральная избирательная комиссия однозначно поддержала эту идею. «Разработка избирательного кодекса является стратегической задачей развития законодательства в этой сфере», — заявила глава ЦИК Э.А. Памфилова на конференции, посвященной 25-летию избирательной системы в октябре 2018 года. По ее словам, Избирательный кодекс должен быть «четким, ясным и понятным» как для организаторов, так и для участников выборов, прежде всего, избирателей.
Идея кодификации избирательного законодательства была воплощена в конкретных проектах: один разрабатывался общественными организациями, другой рассматривался на Межпарламентской ассамблее стран СНГ, где в 2017 году был представлен проект концепции Модельного избирательного кодекса для государств-участников СНГ.
Цель создания Избирательного кодекса, по нашему мнению, состоит в том, чтобы обеспечить в стране реальную политическую конкуренцию. При этом нам предстоит решить следующие задачи.
1. Осуществить систематизацию существующего законодательства. На сегодня в России избирательный процесс регулируется Конституцией РФ и шестью федеральными законами. Действует множество региональных законов и актов органов местного самоуправления. Надлежит федеральные законы свести в один акт с тем, чтобы при этом избежать как пробелы, так и дублирования.
2. Упростить правила, регулирующие избирательные процедуры. По возможности избавиться от норм с излишней детализацией, сложной системы отсылок, упростить малопонятный для избирателей и рядовых членов избирательных комиссий язык написания правовых норм. Сегодня члены избирательных комиссий вынуждены постоянно заниматься расшифрованием смысла текста.
Приведу лишь один «языковой шедевр», сформулированный в ст. 11.1 Федерального закона № 67: «Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события». Попробуйте понять хоть что-то!
3. Существенно обновить содержание законодательства, провести его ревизию. Кодекс должен вобрать в себя целый ряд прогрессивных, но не реализованных в законах в прежние годы по разным причинам идей, а также предложения, которые возникают в ходе обсуждения нашего законопроекта.
4. Обеспечить стабильность законодательства. Рамочный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года действует в 105-й редакции. Многочисленные изменения часто были вызваны подстраиванием выборов под определенные политические интересы. Примерами тому являются: снижение и позднее отмена порога явки; переход от смешанной к пропорциональной, а затем снова к смешанной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы РФ; отказ от выборов высшего должностного лица субъекта РФ и возвращение к его выборам, но уже с введением муниципального фильтра, позволяющего правящей партии отбирать кандидатов на данную должность и т. д.
Таким образом, принятие Избирательного кодекса РФ позволило бы создать внутренне непротиворечивый, структурированный, удобный в применении, понятный каждому избирателю правовой акт, который поднимет выборы, как институт представительной демократии, на новый уровень доверия граждан, а избирательное право сможет называться самостоятельной правовой отраслью.
На сегодня в 40 государствах из 193-х членов ООН приняты кодифицированные акты о выборах. Кодексы действуют в 15 субъектах Российской Федерации.
В ходе работы над проектом появился целый ряд вопросов, по поводу которых у нас в рабочей группе, сформированной в КПРФ, не было достигнуто единодушия. Вот некоторые из них:
— не следует ли применить наименование «Кодекс Российской Федерации о выборах» вместо «Избирательный кодекс»?
— целесообразность введения в закон голосования «Против всех»;
— не следует ли исключить упоминание «референдум» из избирательного законодательства?
— целесообразность введения запрета на вхождение в число членов избирательных комиссий государственных и муниципальных служащих?
— допустимость ограничения пассивного избирательного права рамками, помимо тех, которые есть в Конституции (сейчас это ограничение в Основном законе звучит так: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ);
— организация голосования за рубежом и прежде всего организация работы избирательных комиссий, членами которых не могут быть лица с иностранным гражданством (на сегодня за рубежом 1,85 млн. избирателей);
— включение в Кодекс правил об избирательном залоге;
— целесообразность введения обязательного голосования, которое существует в 12 странах;
— не следует ли в целях борьбы с так называемыми «паровозами» установить правило о том, что отказ избранного лица занимать соответствующую должность не допускается?
— децентрализация, разделение функций избирательных комиссий между несколькими органами, имеющими узкую сферу деятельности и т. д.
Часть из этих спорных моментов вошли в проект, а часть мы не включили. Работа над законопроектом не останавливается ни на один день. Мы рассматриваем поступающие во фракцию рекомендации, работаем над замечаниями, высказанными в объемном отзыве, подготовленном Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. В ближайшие дни приступим к анализу заключения Правительства РФ, которое скоро должно поступить. Проект Кодекса и пояснительная записка к нему опубликованы на партийном сайте – https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/214312.html
Призываем экспертов, депутатов и общественность принять участие в работе над проектом!..
ГалереяПоследние новости
Кто должен убирать мусор возле контейнерной площадки?
25132 Фото предоставил помощник депутата Иван МИРОНОВ. Депутат Госдумы Дмитрий Лоцманов рассказал о новшествах в работе с ТКО.
Поздравление многодетных семей с наступающим Новым годом!
Исполняющий обязанности главы Новокубанского городского поселения Новокубанского района Александр Владимирович Минин совместно с председателем Совета Новокубанского городского поселения Русланом Реминовичем Кадыровым по
Поздравление с Наступающим Новым годом ветерана Великой Отечественной войны - Василия Ивановича Хархана
Исполняющий обязанности главы Новокубанского городского поселения Новокубанского района Александр Владимирович Минин совместно с председателем Совета Новокубанского городского поселения Русланом Реминовичем Кадыровым поз
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения