Величественный и благородный Санкт-Петербург
Наш журналист рассказывает о поездке в Санкт-Петербург (Продолжение. Начало в №№ 32, 35) Петергоф — страна фонтанов Если есть на свете самый красивый парк — то это Петергоф!
Наш журналист рассказывает о поездке в Санкт-Петербург
(Продолжение. Начало в №№ 32, 35)
Петергоф — страна фонтанов
Если есть на свете самый красивый парк — то это Петергоф! Это моё сугубо личное мнение. Потому что ничего красивей я в жизни не видела.
Но обо всём по порядку. И начнём, конечно же, с фонтанов. Самое необычное то, что фонтаны работают… без насосов!
В 1715 году Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды?
Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Христофор Миних. Благодаря обильным родникам Ропшинских высот фонтаны в Петергофе можно было сделать без использования насосов. Гидротехнические сооружения императорской резиденции возводили постепенно, и по своим масштабам они значительно превзошли версальские.
И действительно, один фонтан лучше другого. Эту красоту невозможно описать. Это надо видеть! Конечно, первый фонтан, привлекающий внимание туристов, — Самсон. Его струя бьёт вверх на 22 метра. По первоначальному замыслу Петра I в Петергофе в честь победы над Швецией должен был быть создан фонтан с изображением Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но этот план не был осуществлён.
К идее установки памятного фонтана вернулись в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда в 1734 году шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы. Считается, что фигура Самсона появилась в связи c тем, что Полтавская битва состоялась в день Самсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
К Самсону ведёт великолепный каскад водопадов, смотреть на которые хочется не отрываясь. Так завораживающе!
При желании можно совершить экскурсию в грот, где находятся фонтанные трубы, и посмотреть, как устроена подача воды и в чём секрет работы фонтанов без насосов. Что удивительно, вот уже более 300 лет фонтаны работают так, как их создал Христофор Миних.
Особого внимания заслуживают фонтаны-шутихи. Они различаются оформлением и спрятаны в разных местах Петергофа. Если кто-то подходит к шутихам близко или касается их отдельных частей, на туристов начинают вылетать тонкие пенистые струи воды. Искать весёлые фонтаны долго не приходится, потому что возле них всегда слышен громкий смех. Когда наши «грамотейцы» оказывались под струями воды, это вызывало бурный восторг.
Водные развлечения, или феерии, были очень популярны при дворах Европы. В 1717 году Пётр I провёл два месяца в резиденции французского короля в Версале и был впечатлён увиденным. В своей строящейся резиденции под Санкт-Петербургом он хотел иметь похожие фонтаны.
К примеру, возле фонтана «Дубок» установлены две деревянные скамейки с вмонтированными трубочками для воды. Каждый, кто хочет присесть и полюбоваться на действие фонтана со стороны, немедленно оказывается мокрым из-за водных струй, вырывающихся из-за скамеек.
Интересно, что Пётр I принимал самое активное участие в строительстве водных забав. Некоторые шутихи он придумывал сам или вносил коррективы в рисунки и проекты, подготовленные его придворными архитекторами. Забавные фонтаны продолжали строить Анна Иоанновна, Екатерина II и Александр I. В прежние времена такие водомёты украшали разные императорские резиденции, однако сохранились фонтаны-шутихи только в Петергофе.
Описать все фонтаны невозможно, потому что всего в Петергофе четыре каскада и 176 фонтанов. И это — одна из крупнейших в мире фонтанных систем.
Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году началось строительство загородной императорской резиденции для Петра I.
Основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада — Большой дворец. Длина обращённого к морю фасада — 268 метров. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом. Дворец красив как снаружи, так и внутри. Очень похож на Эрмитаж. В нём 30 восхитительных залов, в том числе богато украшенные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Основным элементом декора, традиционным для растреллиевских интерьеров, является золочёная резьба по дереву.
Конечно, запомнились танцевальный зал, голубая приёмная, тронный зал, белая столовая, спальня императрицы, картинный зал. В последнем находится 368 портретов молодых женщин, одетых в национальные костюмы, впрочем, есть одна пожилая — с намёком на то, что всё не вечно…
Также известны дворцы Монплезир и Екатерининский корпус.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. К счастью, удалось эвакуировать свыше восьми тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй.
В первые дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года в Большом дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя восемь лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.
Тем не менее, реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор. Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на дождь наша экскурсия прошла замечательно. Никто и не заметил, что небо серое и без солнышка. Мне кажется, в Петергофе красиво в любую погоду. Решила, что если снова доведётся побывать в Санкт-Петербурге, то в первую очередь я отправлюсь в Петергоф. А ещё подумалось: «Ну его, этот огород, сделать бы из него маленький садик, как в Петергофе…».
Храм Спаса на крови
Следующий храм, который мы посетили, Собор Воскресения Христова на крови или, как его прозвали в народе, храм Спаса на крови. Если честно, увидев этот храм, обомлела: собор Василия Блаженного на Красной площади — настолько похож! «Настоящий русский стиль» в архитектуре.
Собор Воскресения Христова на крови (фото: www.visit-petersburg.ru)Расположен он в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Именно на этом месте в 1881 году был смертельно ранен император Александр II, когда на него было совершено покушение. Выражение «на крови» указывает на кровь царя. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм Спаса на крови — музей и памятник архитектуры.
Строительство церкви длилось 24 года. Высота самого высокого купола храма — 81 метр, что символизирует год гибели царя, высота колокольни — 62 метра, столько лет было Александру II. Вместимость храма — до 1600 человек.
Внутри здание представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаичная экспозиция Спаса на крови — одна из крупнейших коллекций в Европе. Общий мозаичный покров храма занимает свыше 7000 квадратных метров!
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени, работа велась по эскизам более 30 художников. Внутри она полностью покрывает стены, пилоны, своды и купола. В соборе богатейшая коллекция самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов.
Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине возвышался крест из 112 топазов. Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
Спас на крови был освящён 19 августа 1907 года, он находился на государственном содержании, и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.
После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало Спас на крови памятником архитектуры, и, поскольку к этому времени храм находился в аварийном состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) Спас на крови был открыт для посещений.
Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили, что они будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение, но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
Сегодня Спас на крови — один из храмов, входящих в «Музей четырёх соборов», в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.
Храм действительно очень красивый как снаружи, так и внутри. И, конечно, это надо видеть!
(Окончание следует)
Ольга Зорина
На фото: «Грамотейцы» в Петергофе у главного фонтана
Последние новости
План устойчивого развития экономики Сочи в 2024 году дополнен 18 новыми мерами поддержки
В актуализированный план устойчивого развития экономики и социальной стабильности входят 102 меры поддержки, включая 18 новых.
Десант волонтеров из Геленджика работает на пляжах Анапы
Десант волонтеров из Геленджика работает на пляжах Анапы Неравнодушные жители курорта вновь с раннего утра продолжили очищать побережье от нефтепродуктов.
Ликвидация последствий ЧС
Специалисты нашей администрации, МБУ «Общественно-социальный центр», МУП "Темрюк - Водоканал",
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией