ESB (enterprise service bus): назначение, функционал, новые подходы к развитию
ESB – это программа, которая обеспечивает обмен информацией между различными информационными системами предприятия. Также её можно назвать интеграционной или сервисной шиной. Наличие такой программы может стать значительным конкурентным преимуществом для компании, ведь быстрый обмен данными между корпоративными приложениями сокращает время и экономит рабочие ресурсы. Давайте рассмотрим, как устроена интеграционная шина и как она работает, а также какие процессы может осуществлять.
Их задача – отслеживать работу интеграционной шины, производительность приложений, анализировать проблемы и устранять их. Принципы работы интеграционной шины ESB-решение может работать в нескольких режимах. Рассмотрим пример работы, когда информационные системы находятся на разных серверах. - Приложение-источник формирует запрос и отправляет его на интеграционную шину; - Брокер сообщений проверяет, свободен ли активный ресурс, если да, то помещает запрос в очередь; - На этапе маршрутизации данный запрос направляется к нужному приложению-приемнику; - Приложение-приемник получает запрос, возвращает ответ в интеграционную шину, после чего ответ направляется обратно на приложение-источник. Результаты Использование интеграционной шины ESB обеспечивает более эффективную работу информационных систем предприятия, позволяет интегрировать разные сервисы без изменения кода приложений и без дополнительных затрат. Это существенно упрощает работу IT-специалистов и позволяет сфокусироваться на разработке и модернизации других приложений.Интеграция программных модулей
Предыдущий раз мы поговорили о причинах, по которым корпорации нуждаются в собственной сервисной шине. А теперь пришло время взглянуть на ее возможности и узнать, какие процессы могут быть реализованы благодаря интеграционной шине данных.
Механизм маршрутизации данных
Главная задача ESB заключается в получении информации из различных приложений и при надобности её направление в другие программы, соблюдая предписанные правила. Её функции включают сборку маршрутов для движения информационных потоков и защиту последовательности пересылаемых данных. Шина данных имеет специальные средства настройки, с помощью которых можно контролировать и изменять параметры пересылаемых потоков информации.
Преобразование сообщений: как сервисная шина помогает общению приложений
В мире существует множество различных систем, каждая из которых представляет данные в своем уникальном формате: XML, CSV, JSON, DBF и другие. Однако классический подход «точка-точка», когда приложения обмениваются информацией напрямую, сталкивается с трудностями при работе с разными форматами данных. В такой ситуации на помощь приходит сервисная шина предприятия (Enterprise Service Bus, ESB), который решает проблему, преобразуя данные из неподходящего формата в подходящий.
ESB помогает приложениям обмениваться данными в нужном формате, даже если они были созданы исходно в разных системах. Например, если необходимо отправить одно и то же сообщение в системы ERP и CRM, ESB трансформирует данные нужным образом и передаёт их в соответствующие системы.
Таким образом, сервисная шина позволяет не только решить проблему с различными форматами данных, но и упрощает процесс обмена информацией между приложениями.
Масштабируемость ESB: новые возможности
ESB (Enterprise Service Bus) имеет уникальное свойство – масштабируемость. Благодаря этому, ESB способен справляться с разной информационной системой и обрабатывать разный объем данных, распределяя нагрузку между приложениями. Также интеграционная шина способствует передаче данных любого объема путем разбиения большого массива данных на более мелкие части. Обработка информации по частям позволяет предотвратить потерю данных и необходимость повторной передачи уже отправленных пакетов.
Масштабируемость позволяет расширить информационные мощности предприятия, без необходимости в использовании однородного IT-ландшафта. ESB также можно масштабировать для наращивания мощностей.
В архитектуре ESB существует традиционный подход SOA (Service Oriented Architecture), при котором ESB является центральным компонентом. Однако, данная архитектура также имеет недостатки, такие как тяжеловесность, многослойность с тесной взаимосвязью слоев и сложность внесения изменений. В связи с этим, микросервисная архитектура стала следующим этапом эволюции технологий интеграции с ESB.
Микросервисная архитектура решает проблемы, которые возникают в традиционной архитектуре ESB (SOA), такие как «обрастание» шины бизнес-логикой. Это позволяет избежать недостатков монолитности.
Применение API в сервис-ориентированной архитектуре, которая является частью ESB, обеспечивает сквозную интеграцию. API представляет собой контракт, в котором описываются условия «общения» между программами: входные и выходные данные, типы операций. Преимуществом использования API является упрощение взаимодействия сервисов и возможность создания доступных для разных пользователей интерфейсов.
Чем отличается микросервисная архитектура от традиционного подхода с ESB шиной?
Традиционный подход к архитектуре приложений часто использует ESB-технологии для обмена данными между сервисами. Этот подход делает ESB центральным звеном между всеми сервисами, что может привести к множеству проблем с масштабируемостью, надежностью и производительностью в случае высокой нагрузки.
В отличие от этого, микросервисная архитектура базируется на маленьких и легковесных сервисах, каждый из которых решает отдельную бизнес-задачу. Каждый сервис поддерживается своей командой разработчиков и может работать изолированно от остальных. Кроме того, в микросервисной архитектуре нет централизованной базы данных, каждый сервис имеет свое хранилище информации. В этом случае ESB выполняет только функцию транспорта сообщений.
Независимость микросервисов друг от друга обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом:
- Упрощение и ускорение процесса внесения изменений в приложения, не требующее обновления всей системы;
- Легкость тестирования и автоматизации отдельных компонентов системы;
- Лучшее понимание процесса командой поддержки, когда каждый компонент обслуживается 1-2 разработчиками, что позволяет четко определить задачи.
При выборе платформы для интеграции рекомендуется рассмотреть гибкое решение, отвечающее всем современным потребностям. На сегодняшний день, это ПО с открытым исходным кодом и технологии интеграции на основе микросервисной архитектуры.
Фото: freepik.com