Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС
Всем известно, что на упаковке продуктов, помимо бренда и состава, есть несколько значков, передавших дополнительную информацию о товаре. Однако нередко производители и импортеры не до конца понимают, зачем нужны иконо- и пиктографические метки, что они означают и какие из них обязательны к использованию.
Требования к упаковке и маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
Евразийский экономический союз, созданный Россией, Казахстаном и Белоруссией, является объединением государств, которые стремятся к единообразию таможенного и иного законодательства, в том числе по вопросам технического регулирования. За период существования ЕАЭС уже были установлены единые требования к безопасности продукции, ее упаковке и маркировке.
Основная функция маркировки заключается в том, чтобы обеспечить потребителя полной, правильной и достоверной информацией о товаре. Продавцы обязаны выполнить эту обязанность согласно законодательству каждой страны-участницы, включая законы России, такие как законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». Нарушение правил маркировки может привести к административной ответственности, в России это установлено ст. 14.7 и 14.8 КоАП.
Основные требования к маркировке определены в техническом регламенте Таможенного союза 005/2011. Например, упаковка должна содержать обозначение материала, из которого она изготовлена, а также указывать для какого типа продукции предназначена. Кроме того, может содержать информацию об утилизации (метка Петля Мебиуса) ().
Одно из обязательных требований по маркировке - использование единого знака "EAC" на всей продукции, доступной на территории государств-членов ЕАЭС (). Знак должен быть виден на всем протяжении срока службы или годности продукта. Место нанесения знака определено в соответствии с категорией продукции и установлено ТР ТС.
Каждая группа товаров имеет свои требования по маркировке, установленные в соответствии с техническим регламентом. Ниже приведены основные группы товаров.
- Продукты питания
- Лекарственные средства
- Косметические средства
- Товары для детей и младенцев
- Товары текстильной и легкой промышленности
- Технически сложные продукты
- Автомобили и автозапчасти
- Производственное оборудование
В настоящее время состав ЕАЭС включает Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, а также два кандидата на вступление - Сирию и Таджикистан, а также Тунис. Хотя многие сравнивают ЕАЭС с Европейским союзом, не следует забывать, что ЕАЭС - чисто экономическое объединение, в то время как ЕС придерживается конфедеративных принципов.
Правила маркировки продуктов питания установлены в ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Согласно правилам, любой продукт данной категории должен иметь специальную этикетку с определенной информацией.
Информация, которую необходимо указать на этикетке:
- Название продукта;
- Вес, количество штук или объем;
- Состав. Если продукция состоит только из одного компонента без добавок и все понятно по названию, такие как "тушка куриная" или "стейк из семги", то состав не нужно указывать. Ингредиенты, которые присутствуют в ничтожно малом количестве (кроме химических добавок и аллергенов) или исчезают в процессе производства, также можно не указывать;
- Пищевая ценность. Не все продукты должны иметь эту информацию на этикетке. Например, вода, чай, мясо и субпродукты, рыба, овощи, ягоды, специи и т.п. не обязательно должны содержать эту информацию;
- Дата производства и срок годности;
- Правила хранения, в том числе годность после вскрытия упаковки (если применимо);
- Наименование и адрес производителя, место упаковки или производства (если они не совпадают с местонахождением изготовителя), а также представителя или импортера, рассматривающего обращения граждан по продукции (если есть);
- Советы по приготовлению, а также ограничения (если применимо);
- Данные о наличии ГМО.
Для безалкогольных напитков, содержащих кофеин, необходимо указать предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, беременных женщин, а также для людей с определенными заболеваниями.
Дополнительно, законодатель разрешает указание особых свойств продукта, таких как "без консервантов" или "со вкусом краба". Некоторые из них, такие как "не содержит ГМО", должны быть подтверждены документально.
Каждый товар, не зависимо от своего предназначения, должен быть изменен внешне и обозначен специальной маркировкой. Маркировка товаров является неотъемлемой частью их продажи и для некоторых категорий товаров она может иметь особенности.
Например, для косметических средств маркировка в виде указания сроков годности необходима для безопасности клиентов. В случае лекарственных препаратов маркировка поможет покупателю узнать состав, дозировку, взаимодействие с другими препаратами.
Непродовольственные товары, такие как бытовая химия, электроника и одежда, имеют свои особенности маркировки. Одежда, например, может иметь маркировку с указанием состава ткани и правил пранья, а электроника должна быть помечена сертификатами соответствия.
Сохранение правильной маркировки является ответственностью производителя товаров и необходимо для защиты прав клиентов на качественный и безопасный товар.
Законодательство о безопасности парфюмерно-косметической продукции предусматривает некоторые требования к содержанию этикетки. Классифицируя категорию товаров как парфюмерно-косметическую продукцию, ее производители обязаны придерживаться правил маркировки, которые определены в п. 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011. В соответствии с этим регламентом этикетка должна содержать следующую информацию:
- название продукции;
- назначение, если оно не ясно из наименования;
- данные о производителе;
- страна изготовления, если она отличается от местонахождения производителя;
- наименование и контакты импортера или представителя, ответственного за прием претензий;
- объем или масса продукции в упаковке (исключением являются пробы или товары объемом/массой менее 5 мл/5 г);
- срок годности;
- указание на условия хранения (при наличии);
- меры предосторожности при применении и/или предупреждения;
- сведения о партии и код для идентификации;
- способы применения (если необходимо);
- состав продукта (парфюмерную композицию указывают одним ингредиентом, без уточнения состава).
Для отдельных групп товаров некоторые сведения обязательны. Так, детская косметика должна иметь соответствующую надпись, а декоративные и окрашивающие средства — указание тона. Фторсодержащие средства для ухода за полостью рта, деснями и зубами должны содержать информацию о массовой доле фторида.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" предъявляются требования к маркировке товаров этой категории. Они делятся на две группы: обязательные для всех товаров и специальные, которые применяются только к тем товарам легкой промышленности, на которые установлены дополнительные требования.
Перечислим обязательные для всех товаров требования к маркировке: название продукции, адрес производителя, состав, дата изготовления, товарный знак (при необходимости), гарантийный талон и номер партии.
Кроме того, установлены специальные требования к конкретным видам продукции легкой промышленности. Для одежды и текстильных изделий (например, моделей) необходимо указывать состав продукта в процентах с указанием как натурального, так и химического сырья. Также нужно указывать знаки-правила ухода за товаром и, если требуется, инструкцию по использованию.
Изделия из трикотажа и текстиля, а также изделия из ковров, штор, покрывал и одеял должны иметь метку с указанием состава продукта и вида отделки, а также правила ухода за ним. Для полотен также указывается масса и устойчивость окраски.
Обувь должна быть маркирована, указывая модель, материал верха, низа и подкладки, а также символы-правила ухода. Если необходимо, обязательно нужно включить инструкцию по эксплуатации. Если обувь содержит мех, на метке должен быть указан вид меха и его обработки.
Кожгалантерейные изделия необходимо маркировать, указывая модель и материал верха, а также правила использования.
Если же имеется в виду кожа, на продукте должны быть метки, указывающие площадь и массу куска, сорт и, при необходимости, толщину.
Для шкурок меховых необходимо указывать тип меха и его обработки, а также сорт, марку и размер.
Правила маркировки упаковки импортируемых продуктов
Предыдущая статья рассказывала о том, какие данные должны содержать этикетки наиболее распространенных товаров. При маркировке импортированных продуктов соблюдаются определенные требования. Все указанные данные на упаковке, согласно правилам маркировки импортируемых товаров, должны быть написаны на русском языке и, при необходимости, на языке государства-члена ЕАЭС. Информация должна быть понятной, легко читаемой и надежной. Если необходимо, некоторые данные могут быть размещены на отдельной бумажке, которая прилагается к упаковке, или наклеены на верхнюю часть иностранной маркировки.
Маркировка является обязательным условием для выпуска товара на территории ЕАЭС. Процесс маркировки может быть выполнен производителем или импортером в любое время перед началом таможенной очистки груза. Это должно происходить после процедуры оценки соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. Продукты, которые обязаны пройти обязательную сертификацию или декларирование, должны быть оценены в аккредитованных на территории ЕАЭС общественных органах оценки соответствия. Процедура может быть начата изготовителем или получателем товара, а также их представителем.
Многие участники ВЭД сталкиваются со сложностями при маркировке товара. Большие европейские и азиатские производители часто отказываются от самостоятельной маркировки, необходимой для проведения таможенного оформления на территории ЕАЭС, и этот процесс приходится осуществлять импортеру. Ошибки при маркировке часто приводят к запрету выпуска товара и крупным финансовым потерям компании.
Фото: freepik.com