Ровесники края и их судьбы: Лидия Комарь
Мы о вас напишем сочиненья, Полные любви и удивления. Я. Смеляков Мы договорились о встрече и пришли в этот дом, высокий, как нам показалось, с улыбчивыми окнами.
Мы о вас напишем сочиненья,
Полные любви и удивления.
Я. Смеляков
Мы договорились о встрече и пришли в этот дом, высокий, как нам показалось, с улыбчивыми окнами. На фасаде - табличка «Здесь живет семья почетного колхозника колхоза имени Чапаева». На подоконниках – яркая цветущая герань. Во дворе важно ходят две кошки. Сама же хозяйка, степенная, но полная какой-то скрытой энергии, с велосипедом в руках, собралась «сбегать» в магазин за новым водомером. Трудно поверить, что ей скоро 75. Она проводила в дом, в самую светлую комнату. С этой минуты мы забыли о времени. Чуть позже поняли, что эта женщина неотделима от сегодняшнего дня, а жизнь её предстала в кадрах то как черно-белая, то как цветная хроника.
Кадр 1. «Сказались характеры те…»
По бескрайнему колхозному полю пылит трактор. Над ним развевается красный флажок. А за штурвалом – молодая обаятельная женщина Лидия Комарь. Надежно и уверенно ложатся руки на рычаги. Это о ней написал журналист в газете «Степная новь»: «Любая работа спорится в руках механизатора… Лидии Ильиничны Комарь… За добросовестное выполнение своих обязанностей… поощрялась, …награждена…»
Добросовестность, честность, самостоятельность в труде – эти понятия всегда были в чести у русского человека, тем более, у крестьянина.
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла…
…И ранней горечи и боли,
…И дней, не высиженных в школе,
И босоты, и наготы –
Всего…
Поэт А. Твардовский сам из крестьян, потому и сумел так пронзительно правдиво отразить мысли простого человека.
Кадр 2. «Судьба меня ничем не обделила…»
«Если бы о моей жизни написать, то люди читали и плакали бы», - сетует Лидия Ильинична, вытирая слёзы.
Семья крестьянская. Родители работали в колхозе «Красный партизан», жили в степи, «в куренях», как и было принято в казачьих семьях. Вот там и рождалось то неистовое трудолюбие, оно прикипало к крестьянским детям навсегда.. В семье четверо детей. Один ребёнок умер, осталось трое. Ей дали имя Лидия. «Очень хорошее, надёжное, очень светлое и красивое имя, нежное и женственное», - так пишут сегодня в справочнике имён. Тогда таких справочников не было, были любящие родители.
Отец два года не дожил до ста лет. Вспоминается далёкое: папа пришёл с войны. Надела его сапоги – и в сугробы. Вернулась с полными снега, воды. Наказали. Поставили в угол, ведь сапоги тогда- великая ценность!
Позже, когда уже училась в школе, хотела бросить учёбу и пойти работать в бригаду, в колхоз. Отца вызвали в сельсовет. Он взял в руки кнут («батог») и погнал в школу.
И всё же закончила только шесть классов, а потом – в колхоз, к трактору, на «прицепку». Культивировали, собирали волокушей сено, она не отказывалась ни от какой работы. И так два года!
Лидия Ильинична вглядывается в старые фотоснимки. В них – особый, сокровенный смысл, дорогие сердцу воспоминания. Эта фотография уносит в 50-е годы: девчонки-школьницы с длинными косами. На другой – с любимой подругой Машей Карлаш. Поверх пиджаков – роскошные цветастые шали. А вот девчата в модных тогда легких светлых платьях с рисунком. Еще один кадр – и уже повзрослевшие девчата на фоне трактора. Целая группа женщин – трактористок. Сапоги, ботинки, куртки, фуфайки… А какие добрые лица! Смотришь и понимаешь: здесь не только конкретная судьба отдельного человека, здесь те, чьи руки – сплошные мозоли. Вот они и есть настоящие героини своего времени. И каждая достойна отдельного рассказа.
1955 год. В 19 лет встретила свою судьбу, вышла замуж. Комарь Фёдор Гаврилович привёз её в свой дом на улицу Гоголя. Здесь строили новый дом, родились дети, а в 29 лет стала вдовой. Четверо на руках. Старшему сыну 9 лет, а младшей – 4 года.
Хлебнула всего с лихвой. В это время работала в садбригаде. Семнадцать лет тяжёлого физического труда: обрезали деревья, обкапывали, пололи, лелеяли виноград. Она – звеньевая, без всяких поблажек, со всеми вместе, от рассвета до заката!
Из сада – в летний сезон агротехником на шелкопункт к Горб Зое Прокофьевне. Был период, когда у нас колхозники выращивали червей-шелкопрядов. Разбирали крошечных зародышей гусениц по домам, вскармливали их листьями тутового дерева (шелковицы). Было удивительно наблюдать, как совершается это таинство превращения белоснежного червя в атласный кокон.
Осенью – снова в бригаду. Не заметила, как выросли дети, как люди стали называть её по отчеству: «Ильинична»…
И как бы ни сложилась жизнь вначале,
И что б ни ожидало нас потом, -
Благословляю все её печали,
Рассвет и вечер за моим окном.
(А. Дементьев)
Кадр 3. «Девушки, на трактор!»
Первая производительная сила
всего человечества есть рабочий,
трудящийся.
Вл. Ульянов (Ленин)
Ленина называли «кремлёвским мечтателем». Может быть, за то, что он уверовал в победу коммунистического труда. Он, конечно, не был знаком с нашими кубанскими староминскими казачками. А если бы такое случилось, увидел бы: это и есть коммунистический труд! Вот он, трудящийся, создатель всех благ на земле!
В начале 70-х годов в стране очередной призыв к трудовому подвигу: «Девушки, на трактор!». И Лида Комарь пошла в Староминское профтехучилище.
С теплотой и гордостью показывает фотографию. «Вот мы здесь все 15 женщин. Наши, из колхоза Чапаева, и из колхоза «Большевик». В 1975-м сдала экзамены. Работала на тракторе МТЗ-50. Потом дали новый ЮМЗ-6. Было и такое: завидовали, хотели, чтоб не справилась. А она – вопреки всему! Прикрепили стогомёт – скирдовала сено, солому. От сырзавода возила сыворотку животным. И сеяла, и косила… Как в той присказке: «Была ты и пряха, и ткаха, умела иглой и пилой…»
На тракторе - красный флажок. Чем же ещё отметить лучшего механизатора? Работала сутками. Надо было грузить - сама и загружала трактор зерном, ядохимикатами. Какой-то прорыв в работе, и снова бригадир: «Комарька, езжай ты!» Знал: никогда не откажется!
У Лидии Ильиничны лицо просветляется, как будто говорит о близком человеке:
- Домой никогда не уходила, пока не вымою трактор. Очень его любила…
Она легко оперирует малознакомыми непосвящённому человеку понятиями: «муфта», «шариковая», «резьбовая», «а ну поставь рычаг в нейтральное положение!»
15 лет – на тракторе! Горб Владимир Васильевич был тогда агрономом. Приедет, посмотрит на сахарную свеклу: «Ильинична, Вы ровнее всех кладёте бурты!»
Вот это, наверное, и называется «отдавать себя работе».
С таким же просветлённым лицом Ильинична продолжает:
- Всего было. Какая трудная была жизнь! Железная дисциплина. Но КАКАЯ это была ЖИЗНЬ! В бригадах народу до семидесяти человек. Сколько механизаторов! Хорошо мы жили. Как горько, что всё изменилось, всё стало другим. Колхоз разрушен. Как будто и не было нашей кипучей жизни…
Кадр 4. «Я – счастливая!»
… Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
А.Т. Твардовский
Приведем монолог счастливого человека без исключений.
-Да, всего и всякого было. Детей сама подняла. Пришлось и внука растить. Три дочери уехали в Ростов. Там вышли замуж, но так случилось, что рано стали вдовами. (Младшая дочь живёт теперь со мной). Сын в 46 лет умер. Как это всё пережить?
А какая бедность была! В январе 1977 года посылают меня в Москву делегатом на республиканскую конференцию рабочих и служащих сельского хозяйства. Тогдашний председатель колхоза М.А. Суворов вызывает профорга Б.М.,Берёзу: «Одеть с ног до головы!» Меня везут на склад райпо. Одели. Шуба, костюм, платок, сапоги хромовые, модные сшили под заказ за месяц. Нельзя было ударить в грязь лицом кубанской трактористке!
Я не обижена. Мой труд замечали и за работу мою награждали. Дипломы «Мастер золотые руки», Почётные грамоты, медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», орден «Знак Почёта».
Восемь раз ездила в санатории. Была в Боржоми, в Грузии. Там ходили, гуляли по городу, никого не боялись. Отдыхала в Польше, в Чехословакии, в санатории «Империал». А туристические путёвки! Объездила полстраны. Москва, ВДНХ. Киев, Карпаты, Киево-Печерская лавра, до сих пор жалею: как я не поняла, не осознала, где нахожусь!
Лидия Ильинична перебирает наградные знаки, лежащие на столе. Взгляд её становится отстранённым, задумчивым, а я обращаю внимание на её руки. Такие я видела у крестьянок на картинах русских художников. Широкие ладони, узловатые пальцы. Сколько дел переделали они! Пеленали детей, работали на земле, управлялись с трактором, ласкали внуков, пекли хлеб.
Лицо хозяйки вдруг озаряется светлой улыбкой: «Хочу вам рассказать как однажды приехала ко мне целая делегация: Василий Александрович Соколов (он же теперь известный фотохудожник!), группа журналистов от нашего местного телевидения. Смотрели мою печь, где я пеку хлеб, всякую домашнюю старинную посуду, утварь фотографировали, наши артисты из колхозного Дома культуры песни казачьи пели. Наградили грамотой, а после подарили диск с записью нашей встречи».
Мы смотрим на грамоту-посвящение, где написаны теплые слова: «Награждается Комарь Лидия Ильинична как бережная хранительница казачьей культуры и быта Кубани. Ваша кропотливая и благородная работа по сохранению традиционной культуры и быта Кубани поистине достойна преклонения».
Лидия Ильинична продолжает: «Я – счастливая! Рядом всегда были добрые люди. Помогали. У меня восемь внуков, восемь правнуков. В своём дворе сама сложила печь. Внук Лёша сделал навес. Летом пеку, жарю – всё на улице. Хорошо! В доме газ, тепло, светло. Доченька мне помогает. Пока ещё и на велосипеде езжу, сама всё чиню, что сломалось. Говорю своим: «Умру, что вы будете без меня?»
…И последний кадр.
Мы уходили, а она стояла у калитки, простая русская женщина, ставшая по воле судьбы символом своего непростого времени.
Сколько их, ровесников нашего края, в городах и станицах Кубани! Кто-то из них – известный человек, а кто-то, как наша героиня, - скромный, простой труженик. Они все достойны преклонения, но особенно – кубанские женщины! Это им посвятил стихи поэт Ярослав Смеляков:
Мы ещё оденем вас шелками,
Плечи вам согреем соболями,
Мы построим вам дворцы большие,
Милые красавицы России.
Мы о вас напишем сочиненья,
Полные любви и удивленья.
Последние новости
Коктейль эгг-ног – пряный и сладкий, всегда согреет зимой
В холодное время года в северных европейских странах большой популярностью пользуется эгг-ног — традиционный зимний коктейль.
Тельцам стоит заняться личными делами, а Водолеев ждет насыщенный и суетливый день: гороскоп на воскресенье для знаков зодиака
Прекрасный день для разговоров на самые разные темы. Фото Оксаны Калининой.
Сегодня 99 лет исполняется старейшей воинской части Новороссийска — 32-му Краснознаменному пограничному отряду
Базой, на которой создали отряд, стали первые пограничные заставы и контрольно-пропускной пункт, появившиеся на нашем побережье в 1920-м году, когда на Кубань пришла советская власть.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Долгопрудном на выгодных условиях