Владимир Десятников — подвижник и паломник всея Руси
Прохладным апрельским вечером этого года, накануне отъезда на малую родину в станицу Темижбекскую, в назначенное время я прибыл на Кутузовский проспект Москвы в мастерскую художника Владимира Александровича Десятникова.
Прохладным апрельским вечером этого года, накануне отъезда на малую родину в станицу Темижбекскую, в назначенное время я прибыл на Кутузовский проспект Москвы в мастерскую художника Владимира Александровича Десятникова. Хозяин мастерской встретил меня очень радушно. Три часа общения пролетели незаметно. Я слушал с огромным вниманием рассказы Владимира Александровича о его жизни в искусстве, о поиске и охране памятников культуры, о его пограничном прошлом, о корнях, обо всем, что могло меня заинтересовать. А меня интересовало многое. Боясь перебить, я жадно впитывал все, о чем повествовал мой старший друг и наставник. Почетный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств России, член Всероссийской общественной организации «Союз художников России», вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, известный искусствовед, коллекционер, писатель, художник, общественный деятель, один из главных организаторов и вдохновителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Прибавьте к этому еще и отменный внешний вид моего изумительного собеседника (офицерская косточка, во всем чувствуется стать) в его 91 год. Он обладает потрясающим умением поддерживать беседу, вести себя очень просто, не подавляя собеседника эрудицией, незаурядным интеллектом, кругом поднимаемых проблем, в которых он, «как рыба в воде». Совершая экскурсию по замечательной галерее художника, мы выпили по чашечке чая, так и не присев до конца нашей трехчасовой встречи.
Свою манеру письма художник Владимир Десятников, искусствовед по образованию и призванию, объясняет на предельно доступном для нас языке: «Необязательно обогащать натуру промежуточными, смешанными тонами. Напротив, ограничивая число красок, можно достичь большей силы воздействия. Стараюсь, чтобы линия была сильная, упругая. Мои рисунки сделаны одной контурной линией. В своих работах я не дроблю цвет, а кладу его крупными локальными пятнами. Нетрудно понять мое тяготение к иконе и народному лубку». Остается добавить, что картины художника Владимира Десятникова представлены в Симферопольской картинной галерее, в «Геккосо-галерее» (Япония), в частных собраниях России, США и Англии.
В одно пламя
Еще задолго до нашей встречи, я внимательно прочитал пятитомный «Дневник русского» Владимира Десятникова. Меня восхитили его тонкие замечания, выдающие в нем отменного литературоведа, поднимающего пласты великой русской литературы. Многолетняя дружба с патриархом русской литературы Леонидом Леоновым, его старшим наставником и другом, которого он, по его словам, подпитывал живительными соками знаний русской старины, великой русской культуры — лучшие страницы этого фундаментального издания, которое венчает его подвижнический, складывающийся из почти четырех десятилетий, плодотворный литературный труд.
Еще одним учителем и соратником для Владимира Десятникова стал легендарный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чья жизнь — подвиг. 75 лет отдал Барановский реставрации. Его руки подняли из праха более сотни архитектурных шедевров разных эпох, школ, стилей. Достаточно перечислить лишь часть тех архитектурных памятников, в спасении которых принимал участие Барановский, чтобы осознать, что за уникальный человек стал собеседником и наставником Владимира Александровича Десятникова: Собор Василия Блаженного, Казанский собор, Спасо-Андроников монастырь, Крутицкое подворье и Коломенское в Москве, Александровская слобода в Александрове, Соловецкий монастырь и множество храмов на Русском Севере, знаменитый Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Троице-Сергиева лавра, памятники архитектуры в Смоленске, Пскове, Киеве, Чернигове, Дербенте, самые известные храмы Ярославля.
Мы восхищаемся мужеством и стойкостью Петра Дмитриевича Барановского, отстоявшего Собор Василия Блаженного, уже подготовленный к снесению, не убоявшийся всесильного «железного Лазаря» (Кагановича). Обращение напрямую к Сталину спасло шедевр русской архитектуры от плачевной участи многих утраченных безвозвратно святынь нашего Отечества.
Полюбившееся мне выражение Владимира Десятникова, выведенное в заголовок главы, как нельзя лучше характеризует его высокое горение «в одно пламя» с выдающимися деятелями культуры, архитектуры, искусства, литературы.
Как я пришел к Владимиру Десятникову?
Более пяти лет назад я имел счастье познакомиться с ним. Свел нас, вначале, правда, заочно, наш земляк, ныне покойный друг школьной поры легендарный генерал-лейтенант Виктор Васильевич Афанасьев, Главный военный дирижер МО РФ. Завязалась оживленная переписка, в том числе и по электронной почте. Нас роднило многое, и прежде всего то, что корни Владимира Десятникова — казачьи, как со стороны отца, потомка казаков Оренбуржья, так и со стороны матери, кубанской казачки станицы Темижбекской из рода Поповых. А еще любовь к родному краю, к поиску своих корней, любовь к святыням нашего Отечества. Любовь эта у Владимира Десятникова — действенна. Сохранению культурного наследия он посвятил всю свою большую прекрасную жизнь. Она отражена в его многочисленных публикациях, бесценных фотографиях его огромного личного архива, часть которых он любезно передал мне для публикации и использования в работе, за что я ему искренне благодарен.
Жизнь прожита не напрасно
Лучше всего о своей жизни рассказал сам Владимир Десятников: «Предки мои с обеих сторон — казаки, верой и правдой служившие Отечеству. Эта стезя и мне была уготована. Спустя два года после гибели отца на фронте, в 1943-м надел погоны и я (в Ташкентском суворовском училище — А.Н.). В 20 лет был уже начальником погранзаставы. Выслужив звание капитана, по старым меркам — личное дворянство, — я со спокойной совестью мог выходить в отставку, что вскоре и сделал. Уволившись со службы и не имея гражданской специальности, решил во чтобы то ни стало поступить на работу в Третьяковскую галерею. Осенью 1960 года был принят на вечернее искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ и к зиме, сдав экзамены, был переведен на второй курс. В то время я уже работал в Министерстве культуры СССР. Уплотнив график, все дисциплины, не относившиеся к искусству, сдал в первые два года. Теперь на четвертом курсе с любовью и радостью постигаю то, что стало моим призванием».
В начале 60-х годов Владимир Десятников организовал и осуществил запись знаменитых Ростовских звонов, пластинки с нею разлетелись по всему миру. На Всемирной Парижской выставке записи Ростовских звонов получили Гран-при и золотую медаль.
Вот уже 55 лет горячий патриот нашего Отечества Владимир Десятников собирает данные для каталога национальных святынь, сокровищ, произведений искусства, уничтоженных, расхищенных, пропавших без вести, начиная с Октябрьской революции 1917 года и по сегодняшний день включительно. Только за один этот титанический подвижнический труд он достоин самого большого уважения и почитания.
Владимир Александрович Десятников — к нашему большому счастью, на редкость плодовитый автор, написавший более 20 книг, альбомов, пьес и балетных либретто, а также 600 статей, очерков, эссе, нашедших своего благодарного читателя. «Человек обязательно должен быть причастен к какому-то большому общественному делу», — считает он. И всей своей жизнью подтверждает эту причастность. «У меня это — изучение, охрана и пропаганда русского культурно-исторического наследия. Не проходит ни одного воскресного дня, а тем паче праздника, чтобы я не паломничал. Обязательно еду в старинную подмосковную усадьбу или в облюбованный мною монастырь», — говорит Десятников.
И есть еще одна область применения сил и талантов Владимира Десятникова. Он стоял у истоков Всероссийского общества трезвости, был лично знаком с выдающимся борцом за народную трезвость академиком Федором Григорьевичем Угловым, много сделал для страны нашей, сотрудничая с ним.
В каких только сферах не потрудился во славу России потомственный казак Владимир Десятников. Кстати, в трогательно дарственных подписях на книгах («Дневник русского» и «Маковец благословенный»), которыми любезно одарил меня хозяин мастерской на Кутузовском проспекте Владимир Десятников, с гордостью подчеркивается его потомственная принадлежность к кубанскому казачеству.
Владимир Десятников десятки лет искал могилу своего погибшего отца, героя Великой Отечественной войны капитана Александра Никифоровича Десятникова, павшего на поле боя с немецкими захватчиками, защищая Москву.
Последний бой капитана Десятникова
Владимир Александрович Десятников родился 26 января 1931 года в потомственной казачьей семье Александра Никифоровича и Александры Георгиевны Десятниковых (Поповой). Его отец, Александр Никифорович Десятников, прошел гражданскую войну, был начальником погранзаставы, дослужился до звания капитана. 4 октября 1941 года начальник штаба 911-го полка 244-й стрелковой дивизии капитан Александр Десятников с горсткой бойцов принял последний бой под городом Вязьмой. Геройски погибший капитан Десятников похоронен был в братской могиле, о чем его сын Владимир узнал десятки лет спустя, в результате неустанных поисков. Движимый сыновним долгом, Владимир Десятников, отыскал братскую могилу отца. Ему посчастливилось узнать (в Ташкентском суворовском училище — А.Н.) о последних мгновениях жизни отца от полковника Красногиро, комиссара 211-го стрелкового полка, вырывавшегося вместе с ним из окружения. Затем была поездка на место гибели отца, где он встретил жительницу деревни Приголовки, которая и поведала о последнем бое капитана Александра Десятникова и его боевых друзей.
В память о своем героическом отце А.Н.Десятникове, отдавшем молодую жизнь за Отечество в 1941 году на многострадальной смоленской земле, Владимир Александрович подарил большую коллекцию своих книг, графики и картин музею-заповеднику А.С.Грибоедова «Хмелита» в Вяземском районе Смоленской области.
Герои нашего времени
В фундаментальном пятитомном труде «Дневник русского» Владимира Десятникова, который охватывает почти сорок лет нашей истории при внимательном чтении находишь много ценного, глубокого, близкого сердцу и душе русского православного человека. Потрясают страницы, посвященные политическому террору против православной церкви, священников и мирян в нашей стране, которого еще не знала мировая история.
3 января 1990 года Владимир Десятников сделал запись: «звонил Л.М.Леонов, говорили о судьбах церкви и русского священства после революции. Эмигрировало всего 4% священников (в основном полковые священники, ушедшие с Белой армией) и 105 архиереев. Русская православная церковь разделила судьбу народа.
Еще при Ленине и по его инициативе началось истребление и тотальная секуляризация церковного имущества русского священства. К началу 1920-х годов было расстреляно около 250 тысяч священников и монахов. К концу 30-х годов из 78 тысяч православных храмов было закрыто и ограблено более 90%. Из 1108 дореволюционных монастырей почти все 100% были закрыты и разгромлены. Мощи российских святых были выброшены или сданы в музеи для атеистической «пропаганды». Богослужебные сосуды, иконные ризы из серебра и золота, колокола были изъяты и сданы как металлолом. В утиль пошли церковные книги, шитье, утварь. Иконы и золоченые иконостасы зачастую сжигались прямо в храмах, а потом золу увозили для промывки и извлечения из нее золота…».
Я позволил себе так подробно процитировать «Дневник русского» В.Десятникова, чтобы показать масштаб и глубину трагедии нашего православного народа, священства и монашества, мирян в годы политических репрессий.
Путешествуя с Владимиром Десятниковым
Читая внимательно «Дневник русского», другие произведения Владимира Десятникова, я с грустью и сожалением отмечаю, как мне все еще далеко до искусствоведа Владимира Александровича, «облазившего, обошедшего сотни монастырей, храмов, церквей, усадеб в России». Будем же учиться у великого Пушкина, большого любителя путешествовать, и у неутомимого паломника Владимира Десятникова, у которого читаем: «подсчитано, что Пушкин проехал и прошел по России расстояние, равное окружности земли по экватору. Прикидываю, что длина моих дорог по пушкинским местам тоже перевалила за сорок тысяч верст».
В довольно солидном возрасте (57 лет) Владимир Десятников принял крещение в моей любимой Оптиной пустыни, чудном месте молитвы и общения с Богом. Посещая православные святыни России, в которых, естественно, уже не раз бывал воцерковленный мирянин, искусствовед Владимир Десятников, поражаешься точности и глубине его оценок, зарисовок, с которыми он щедро делится с нами, своими читателями, соратниками, последователями.
У него и глаз зорче, его оценки тоньше и всеобъемлющи, он большой профессионал в своем деле, которому отдал более шести десятилетий своей удивительно щедрой на добрые события и факты жизни.
Стоит заметить, что, несмотря на свой почтенный возраст, Владимир Александрович не изменяет своей привычки, продолжая поездки и паломничества по святой Руси. Звоню ему из Костромы, города Золотого кольца России, поздравляю с Новым 2022 годом. В это время неутомимый паломник Владимир Александрович Десятников поездом «Сапсан» возвращается вместе со своей верной спутницей Татьяной Александровной Соколовой, очень известной в мире культуры и искусства, из Санкт-Петербурга.
«Земный поклон»
Владимир Десятников не единожды бывал в станице Темижбекской, на малой родине своей мамы Александры Георгиевны Десятниковой (Поповой). Бывал вместе с нею и после ее ухода из жизни. В своей автобиографической пятисотстраничной повести «Земный поклон» он подробно, с большим знанием дела, описывает коллективизацию в станице Темижбекской, политические репрессии казаков-станичников, сосланных в северные края. В жернова репрессий попал и его родной дед, бывший первый председатель колхоза Георгий Попов. Впоследствии был реабилитирован. За что? — задается вопросом его внук, Владимир Десятников и — не находит ответа. В один из приездов в станицу Темижбекскую он осмотрел разрушенную церковь Николая Чудотворца, в строительстве которой принимал участие его родич, атаман станицы подхорунжий Никон Попов и набросал уверенной художнической рукой эскиз превращения разрушенного храма в часовню. Свой эскиз-набросок он передал отцу Сергию, настоятелю храма Архангела Михаила. Ныне молитвами и трудами мирян, отца Сергия, добрых людей Георгия и Алексея Дудко, завершаются работы в часовне. Звонит колокол, оживает Храм Николая Чудотворца в станице Темижбекской, в том числе стараниями и молитвами подвижника и паломника всея Руси Владимира Десятникова.
Во что свято верует и за что радеет Владимир Десятников?
Владимир Десятников свято верит в то, что национальные православные святыни должны вернуться в прежние свои места. И много делал и делает для этого на протяжении десятилетий. Послушаем его: «Царицу Русскую — икону Владимирской Богоматери — надо общенародным крестным ходом вернуть из Третьяковской галереи в Успенский собор Московского Кремля.
«Троицу» святого Андрея Рублева, скульптурный образ Николы Можая, икону Николы Зарайского и все остальные без исключения чудотворные иконы надо с покаянными крестными ходами вернуть к местам их вечного обретения.
Третий тезис — Патриарший двор в Московском Кремле с кафедральным всея Руси Успенским собором, патриаршим собором 12 Апостолов и Мироваренной палатой, где в течение веков варилось миро на весь православный мир, — все это безоговорочно, с покаянием (и материальной компенсацией) отдать патриарху с тем, чтобы он не ютился в Чистом переулке, а вернулся хозяином в свой Дом.
Владимир Десятников считает, что Русская национальная идея — Православие, Самодержавие, Народность. Это триединство, как подобие Святой Троицы, выстрадано и обретено русским народом в тысячелетиях.
Пожелаем, чтобы все задуманное Владимиром Десятниковым — горячим патриотом — государственником, пусть не сейчас, но в обозримом будущем, непременно бы сбылось, дай Бог.
Александр Ноженко, уроженец станицы Темижбекской.
Последние новости
Мучительный выбор в душе: мыло или гель?
Что эффективнее очищает и не вредит коже — мыло или гель? Фото Оксаны Калининой.
Пирожное «Картошка» — десерт из советского детства
В СССР существовали десятки способов приготовления сладкого пирожного «Картошка» со сгущенкой или с разными кремами.
«Морской дизайн» Новороссийска — это случайность или супер-задача для всех поколений?
Человек прошел по Новороссийску, и увидел то, чего раньше не замечал! И свою фотоколлекцию с чудесными наблюдениями прислал в Новороссийский рабочий».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку